СФР: функции, задачи, контакты

С 1 января 2023-го года Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединили в Социальный фонд России. Для чего это было сделано и что изменилось?

Объединение ПФР и ФСС

С 1990-го года в России существовал Пенсионный фонд России (ПФР). В 1991-м году был создан Фонд социального страхования (ФСС). ПФР отвечал за социальные выплаты: пенсии, материнские капиталы, пособия на детей. В Фонд социального страхования обращались за определением услуг: например, за путевкой в санаторий, инвалидным креслом, протезами для реабилитации, сертификатом на роды. 

Часто люди не понимали, куда им обращаться. Например, пенсию по инвалидности выплачивал ПФР, а соцподдержку на реабилитацию выдавал ФСС. Пособие по уходу за детьми до полутора лет работающие мамы получали в ФСС, а за материнским капиталом идти надо было уже в ПФР.

Создание Фонда пенсионного и социального страхования (ФПСС)

Объединить два фонда решили, чтобы упростить и ускорить получение пособий и других социальных услуг.

Много лет два фонда хранили информацию в разных базах, а так как работали с одними и теми же гражданами, постоянно запрашивали информацию друг у друга. Теперь люди тратят меньше времени на ненужные бумаги и быстрее получают услуги.

Новое название: Социальный фонд России

1 января 2023 года начал работать Фонд пенсионного и социального страхования РФ (ФПСС). Сокращенно – Социальный фонд России.

Социальный Фонд России – это не государственный орган, а отдельная организация. Из федерального бюджета денег СФР не берет, пополнение фонда происходит за счет взносов работающих граждан. Но это не значит, что деньгами фонд распоряжается произвольно, СФР подчиняется властям и деятельность его регулируется законом. Так, Социальный фонд России платит страховую пенсию по старости, но не определяет ее размер, формулы подсчета установлены государством.

Цель: оптимизация системы соцзащиты

Объединили Пенсионный фонд и Фонд социального страхования для удобства людей — чтобы они получали все социальные услуги и пенсии в одном месте. Это еще и помощь для бизнеса, чтобы сократить административные процедуры.

Объединение фондов правила назначения выплат не затрагивает, а все федеральные меры поддержки можно получить через единый запрос. Сроки выплат пенсий и пособий остаются без изменений. Граждане продолжают получать пенсии и другие социальные выплаты, установленные законодательством, без изменений и обращаются по привычным адресам. Для удобства людей СФР автоматизирует документооборот — сейчас большую часть заявлений можно подать онлайн.

Одно из новшеств — введение единого тарифа для страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Это упрощает процедуру уплаты страховых взносов и представления отчетности для работодателей. Предполагается, что это позволит к 2025 году увеличить максимальный размер больничных и декретных выплат в полтора раза. Единый тариф дает равные возможности по социальному страхованию работникам по трудовым и по гражданско-правовым договорам.

Функции Социального фонда России

Социальный Фонд России отвечает за:
  • назначение и выплату страховых пенсий – по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • предоставление социальных пособий – единовременные или ежемесячные детские пособия, выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда;
  • выплату маткапитала;
  • администрирование страховых взносов – учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности;
  • ведение Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) – сохранение в одном источнике всю информацию о мерах соцподдержке, услугах и социальных гарантиях, предоставляемых гражданам;
  • выдачу СНИЛС.

Задачи Социального фонда России:
  • повышение качества обслуживания граждан;
  • расширение спектра электронных услуг;
  • сокращение сроков оформления выплат;
  • обеспечение адресности соцпомощи.

Что делает Социальный Фонд России


Как получить пенсию

Сначала надо обратиться в территориальный орган с заявлением о назначении пенсии. Для этого потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих ваш стаж работы и доходы.

После подачи заявления СФР начнет проверку. Если все в порядке, вам назначат сумму и начнут платить ее на банковский счет.

Не забывайте регулярно обновлять свои данные и уведомлять о любых изменениях в своем статусе, чтобы избежать проблем при получении пенсии.

Как получить пособие

Для получения пособия необходимо подать электронное заявление через Госуслуги или обратиться в клиентскую службу Социального фонда России по месту жительства или через МФЦ. Собирать документы на пособие не нужно, СФР сам их затребует.

Как оформить маткапитал

Чтобы оформить материнский капитал, мама и ребенок должны быть гражданами РФ. Сертификат на материнский капитал приходит автоматически в личный кабинет на госуслугах через пять рабочих дней после регистрации рождения ребенка в ЗАГСе. Если он не пришел, необходимо самому подать заявление в Социальный фонд России и предоставить паспорт, СНИЛС и свидетельства о рождении детей.

Администрирование страховых взносов

Страховые взносы с зарплат сотрудников платит работодатель. Самостоятельно за себя перечисляют индивидуальные предприниматели и самозанятые. На СФР возложена функция администрирования этих выплат и взносов на обязательное медицинское страхование. То есть СФР учитывает, когда и сколько внесли работодатели, контролирует правильность исчисления. Фонд может выставить поручения тем, кто задерживает обязательные платежи и выходить в суд, если взносы долго не уплачиваются.

С 2023 года установлен единый тариф страховых взносов. Раньше работодатели и ИП рассчитывали отдельные взносы на будущую пенсию, медицинское обслуживание и социальные пособия. Каждая категория имела свои тарифы, льготы и предельные базы. Бухгалтеры вычисляли и оплачивали каждый вид взносов по отдельности.

Теперь существует единый тариф для трех видов страховых взносов. Ставка для взносов в пределах принятой базы составляет 30%, а после превышения предельной базы — 15,1% с начала месяца, в котором база была превышена. Это распространяется на работников, заключивших трудовые и гражданско-правовые договоры, но не касается самозанятых.

Налоговая нагрузка осталась неизменной: компании без льгот будут платить 22% от общей суммы на пенсионное страхование, 2,9% — на социальное и 5,1% — на медицинское страхование. Теперь у бухгалтеров и руководителей стало меньше рутины: можно рассчитать и оплатить все взносы одним платежом. Даже проверка базы теперь проще, так как теперь она одинакова для всех сотрудников.

Личный кабинет Социального фонда России

Личный кабинет Социального фонда России — это удобный инструмент. В нем можно посмотреть нужную информацию и управлять своими социальными выплатами.

Из Личного кабинета можно узнать количество, размер и время начисления ваших социальных выплат. Там же публикуют вакансии, пособия по безработице. Кроме того, ознакомиться с информацией о состоянии своего пенсионного счета, а также узнать о возможности получения различных льгот и компенсаций.

Через Личный кабинет можно подать заявления и обращения по определению социальными выплатами и поддержкой, получить доступ к различной информации о правилах и условиях предоставления социальных выплат и льгот.

Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО)

Это информационная система, которая нужна, чтобы упорядочить финансовую помощь россиянам. В системе есть данные обо всех гражданах России, которые получают социальные выплаты или нуждаются в государственной поддержки. Благодаря этому, ЕГИССО позволяет сократить бюрократические процедуры, упростить доступ к социальным услугам и повысить эффективность управления социальной сферой.

В ЕГИССО можно найти информацию о пенсионном обеспечении, пособиях по безработице, медицинской страховке, мероприятиях социальной поддержки и многом другом.

ЕГИССО аккумулирует и предоставляет органам власти актуальную информацию об адресных мерах соцподдержки людей. Так как вся информация в одном источнике, это дает полную картину по каждому человеку и принять решение, нужна ли ему социальная поддержка. Благодаря этой системе, государство имеет возможность быстро и эффективно реагировать на изменения в социальной ситуации и обеспечивать гражданам необходимую помощь и поддержку.

СНИЛС

Уникальный номер, который дается Социальным фондом каждому гражданину России для идентификации и учета в системе социального обеспечения.
СНИЛС необходим для получения услуг и льгот от государства, таких как пенсия, пособия, медицинское страхование и др. Также СНИЛС нужен при найме на работу, получении образования, оформлении документов и совершении финансовых операций.

Горячая линия Социального фонда России

По горячей линии СФР вам расскажут о социальных выплатах, льготах, правах и обязанностях, предоставляемых государством. По ней можно получить консультацию по вопросам трудоустройства, медицинскому страхованию, пенсионному обеспечению и другие социальные вопросы. Горячая линия помогает разобраться в сложных вопросах, связанных с социальной защитой, и обеспечивает доступ к необходимой информации и поддержке.

Контакты Социального фонда России

Отделения Социального фонда России есть в каждом регионе страны. Обратиться в СФР можно через:

Подобрать программу долгосрочных сбережений

Калькулятор программы долгосрочных сбережений

Ваш пол

Оставьте заявку и получите консультацию

Ваша электронная почта
Ваш телефон
Ваше сообщение