Финансовый контроль государства занимает важное место в системе формирования, распределения и использования капитала. Такие проверки проводятся для предотвращения и выявления нарушений норм законодательства в обороте денежных средств, и обеспечения эффективной деятельности государственных и частных предприятий.
Рассказываем, что это за контроль и что о нем нужно знать организациям.
В России датой создания ГФК принято считать 1656 год. Тогда, в царствование Алексея Михайловича 10 марта (23 марта) был учрежден Счетный приказ или Приказ счетных дел. Первоначально задача финконтроля заключалась в проверке раздачи полкового жалованья во время войны с Польшей (1653-1654 годы), а затем в ревизии деятельности Приказа Большой казны за 50 лет.
Вопросам отслеживания движения государственных средств уделяется много внимания. Финконтроль — заключительная стадия процесса управления финансами, и гибкий механизм. Он постоянно трансформируется в зависимости от поставленных перед ним руководством страны задач.
Система финконтроля РФ включает органы:
Министерство финансов РФ проверяет использование:
Таможенный комитет РФ отвечает за поступление в бюджет пошлин. Его задача заключается в проверке документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых органами таможни.
Проверки классифицируются:
К ним относятся:
Под проверкой понимается документальное изучение законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и финансовой отчетности объекта контроля за период. Они подразделяются на камеральные и выездные, включая встречные.
Под ревизией понимается комплекс мероприятий по проверке деятельности объекта контроля, включающий контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основные органы, уполномоченные проводить проверки:
Проверки в плановом порядке одним органом контроля одной организации могут проводиться не чаще 1 раза в 3 года, за исключением некоторых предусмотренных законом случаев. Периодичность внеплановых проверок законодательно не ограничивается.
Кроме того, нужно пройти еще несколько этапов:
Эти советы пригодятся при общении с органами контроля:
Совет. Не задерживайтесь на работе во время проверки. Сразу предупредите, что в 18.00 рабочий день заканчивается, и уходите домой. Инспектор не сможет требовать задержаться — а времени на проверку у него так будет меньше.
И еще совет. Предупредите контрагентов о возможной встречной проверке. Это важно, чтобы по итогам проверок не было расхождений с поставщиками и клиентами по данным в документах.
Рассказываем, что это за контроль и что о нем нужно знать организациям.
Что такое государственный финансовый контроль и зачем он нужен?
Государственный финансовый контроль (ГФК) — это неотъемлемая часть деятельности государства и муниципальных образований. Это проверка законности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного развития экономики страны и регионов.В России датой создания ГФК принято считать 1656 год. Тогда, в царствование Алексея Михайловича 10 марта (23 марта) был учрежден Счетный приказ или Приказ счетных дел. Первоначально задача финконтроля заключалась в проверке раздачи полкового жалованья во время войны с Польшей (1653-1654 годы), а затем в ревизии деятельности Приказа Большой казны за 50 лет.
Вопросам отслеживания движения государственных средств уделяется много внимания. Финконтроль — заключительная стадия процесса управления финансами, и гибкий механизм. Он постоянно трансформируется в зависимости от поставленных перед ним руководством страны задач.
Органы ГФК: структура и полномочия
Главная задача контролирующих органов заключается в содействии исполнению политики государства в области финансов путем обеспечения соблюдения законодательства и недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Контроль проводится через многогранную деятельность финансовых органов.Система финконтроля РФ включает органы:
- Счетную палату России — высший орган гос контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ и образуемый им.
- Госконтроля субъектов Российской Федерации.
- Муниципального контроля.
Федеральный уровень
Контроль за использованием средств бюджета на макроуровне проводится Федеральным казначейством РФ и Министерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителями средств бюджета. Федеральное казначейство проверяет ведение операций со средствами бюджета участников процесса и координируют работу органов исполнительной власти.Министерство финансов РФ проверяет использование:
- бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
- бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- юридическими лицами бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций.
Региональные и муниципальные институты
Проводить проверки на микроуровне могут контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии предприятий, независимые аудиторские фирмы и др. Важные функции возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его региональные представительства. Они контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты в бюджет обязательных взносов, соблюдение законодательства.Таможенный комитет РФ отвечает за поступление в бюджет пошлин. Его задача заключается в проверке документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых органами таможни.
Виды финансового контроля государственных финансов
В России используются различные формы проверок. Вид контроля зависит от органа, который его проводит, и может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым.Проверки классифицируются:
- по регламенту проведения — обязательные, инициативные, внешние и внутренние;
- по времени проведения — предварительные, текущие и последующие;
- по субъектам — государственные, органов местного самоуправления и финансово-кредитных, ведомственные, внутрихозяйственные, независимые;
- по объектам — бюджетные, внебюджетных фондов, налоговые, кредитные, страховые, инвестиционные, таможенные, валютные.
Организация ГФК: этапы и методы
ГФК в России заключается в деятельности контрольных органов, осуществляемая с помощью специальных инструментов и методов. Цель такого контроля — обеспечить законность, целесообразность и эффективность формирования, распределения и использования бюджетных средств. По результатам ГФК оформляется итоговый документ, который служит отчетом по проверке.Планирование проверок
Порядок подготовки ежегодных планов проведения проверок предприятий и индивидуальных предпринимателей, их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из плана, а также типовая форма документа установлены правилами.Инструментарий контролеров
К методам финансового контроля относятся способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций.К ним относятся:
- формальная и арифметическая проверка документов;
- встречная проверка;
- способ обратного счета;
- оценка законности и обоснованности хозяйственных операций;
- балансовый метод;
- сравнение;
- различные технические приемы экономического анализа.
Под проверкой понимается документальное изучение законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и финансовой отчетности объекта контроля за период. Они подразделяются на камеральные и выездные, включая встречные.
Под ревизией понимается комплекс мероприятий по проверке деятельности объекта контроля, включающий контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Совместное проведение ревизий и проверок считается наиболее эффективным методом финансового контроля в РФ.
Проверки: что нужно знать организациям
Процедура проверки всегда нарушает привычный ритм деятельности организации. Это своеобразное испытание на прочность. При выявлении нарушений такая оценка проверяющими органами приводит к санкциях. Регламент процедуры содержится в ст. 12 статьей ФЗ № 294-ФЗ. Законом предусмотрены два вида проверок — плановые и внеплановые. Они отличаются по характеру и способам организации.Основные органы, уполномоченные проводить проверки:
- ИФНС;
- Роспотребнадзор;
- Роструд;
- Ростехнадзор;
- МЧС.
Как подготовиться к проверке
О плановой проверке организацию должны известить любым доступным способом не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала. Это установлено ФЗ № 294-ФЗ. Уведомление о внеплановой проверке организация должна получить не позже чем за 24 часа до ее начала.Проверки в плановом порядке одним органом контроля одной организации могут проводиться не чаще 1 раза в 3 года, за исключением некоторых предусмотренных законом случаев. Периодичность внеплановых проверок законодательно не ограничивается.
Требования 294-ФЗ не распространяются на некоторые виды контроля (надзора), регулируемые специальными законами или нормативными актами Правительства (прокурорский надзор, налоговый контроль, контроль и надзор за обработкой персональных данных и др.).
Этапы процедуры
Для прохождения проверки необходимо проанализировать законодательство в сфере правоотношений, нормативные акты, регулирующие компетенцию органа контроля, знать права и обязанности проверяемой организации.Кроме того, нужно пройти еще несколько этапов:
- Заблаговременно узнать о проверке. В соответствии с ФЗ №294-ФЗ плановый контроль проводится в соответствии с утвержденными ежегодными графиками. Они публикуются на сайтах проверяющих органов. Сводный календарь также размещается на сайте Генпрокуратуры. Узнать о внеплановой проверке невозможно, если орган контроля не сообщил об этом организации ранее установленного срока.
- Проанализировать компетенцию органа контроля (надзора). Она ограничена сферой их деятельности (за исключением прокуратуры). Полномочия определяются положениями об органе и виде контроля (надзора), приказами ведомства и административными регламентами. Эта информация размещается в открытом доступе.
- Проанализировать распоряжение (приказ) о проверке. Вместе с уведомлением контролирующий орган обязан направить организации копию приказа. В нем должны быть указаны: реквизиты органа, подпись руководителя; даты начала, окончания и продолжительность проверки; предмет проверки; перечень и сроки представления документов; должностные лица и привлеченные специалисты.
- Не препятствовать проверке и не нарушать сроки представления документов. Противодействие или уклонение от проверки, неисполнение требований должностных лиц органов контроля, нарушение сроков представления документов, игнорирование предписаний об устранении нарушений, приведет к привлечению организации и (или) ее руководителя к административной ответственности.
- Соблюдать перечень и порядок представления документов. Необходимо предъявить только запрашиваемые по приказу бумаги и материалы. Представлять дополнительные документы рискованно, — это может привести к выявлению других нарушений.
- Ознакомиться с актом проверки, предписанием об устранении нарушений, и составить мотивированный ответ. Не позднее дня окончания проверки контролирующим органом должен быть составлен акт, копия которого вместе с приложениями вручается представителю организации под расписку. В нем отражаются нарушения или их отсутствие. При выявлении нарушений законодательства в адрес организации выносится предписание об их устранении с установлением срока, который должен быть не менее 1 месяца.
С даты получения акта дается 15 дней, чтобы представить возражения в письменной форме на акт и предписание об устранении нарушений.
Необходимо принять меры по устранению нарушений, если претензии проверяющих обоснованы и письменно уведомить об этом контролирующий орган. При несогласии с выводами по акту их нужно указать и обжаловать.Правовые аспекты взаимодействия
Финансовый контроль не регулируется отдельным законом, это осуществляют Бюджетный кодекс РФ и ФЗ от 06.12.11 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” ( ст.19 “Внутренний контроль”). ГФК регулирует раздел IX Бюджетного кодекса РФ.Советы для эффективной работы с контролирующими органами
Проверка — стресс для сотрудников организации. К ней важно подготовиться морально, изучить свои права и по возможности подстраховаться от возможных проблем.Эти советы пригодятся при общении с органами контроля:
- Встречать проверяющих с агрессией — большая ошибка. Инспектору нужно дать понять, что вы уважаете его и готовы сотрудничать. При этом у вас есть необходимые юридические знания и необоснованных претензий вы не допустите.
- Начинать общение нужно одинаково. Сначала попросите проверяющих представиться и предъявить служебное удостоверение. Перепишите данные, начиная с фамилии и заканчивая должностью и званием.
- Заведите журнал проверок на предприятии. Дайте охране инструкции: прежде чем пустить на территорию организации сотрудников государственных структур, необходимо предложить им собственноручно зафиксировать дату, время и цель визита. Инспекторы просто удалятся, если нет законных оснований для проверки.
- У контролеров нужно попросить решение о проведении проверки и сделать его копию. Данные из удостоверений инспекторов сравните с фамилиями, именами и отчествами, а также с должностями, которые указаны в приказе.
- К возможной проверке важно подготовить кладовщика и кассира, других заинтересованных сотрудников также стоит ознакомить с составом проверяющих.
Как действовать во время проверки
Совет. Используйте возможность разместить проверяющих отдельно. Инспекторы часто не имеют четкого понимания, в каких документах искать нарушения.Совет. Не задерживайтесь на работе во время проверки. Сразу предупредите, что в 18.00 рабочий день заканчивается, и уходите домой. Инспектор не сможет требовать задержаться — а времени на проверку у него так будет меньше.
И еще совет. Предупредите контрагентов о возможной встречной проверке. Это важно, чтобы по итогам проверок не было расхождений с поставщиками и клиентами по данным в документах.