Государственный финансовый контроль: суть, функции и механизмы работы

Финансовый контроль государства занимает важное место в системе формирования, распределения и использования капитала. Такие проверки проводятся для предотвращения и выявления нарушений норм законодательства в обороте денежных средств, и обеспечения эффективной деятельности государственных и частных предприятий. 

Рассказываем, что это за контроль и что о нем нужно знать организациям.

Что такое государственный финансовый контроль и зачем он нужен?

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это неотъемлемая часть деятельности государства и муниципальных образований. Это проверка законности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного развития экономики страны и регионов.

В России датой создания ГФК принято считать 1656 год. Тогда, в царствование Алексея Михайловича 10 марта (23 марта) был учрежден Счетный приказ или Приказ счетных дел. Первоначально задача финконтроля заключалась в проверке раздачи полкового жалованья во время войны с Польшей (1653-1654 годы), а затем в ревизии деятельности Приказа Большой казны за 50 лет.

Вопросам отслеживания движения государственных средств уделяется много внимания. Финконтроль — заключительная стадия процесса управления финансами, и гибкий механизм. Он постоянно трансформируется в зависимости от поставленных перед ним руководством страны задач.

Органы ГФК: структура и полномочия

Главная задача контролирующих органов заключается в содействии исполнению политики государства в области финансов путем обеспечения соблюдения законодательства и недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Контроль проводится через многогранную деятельность финансовых органов. 

Система финконтроля РФ включает органы:
  1. Счетную палату России — высший орган гос контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ и образуемый им.
  2. Госконтроля субъектов Российской Федерации.
  3. Муниципального контроля.
Управление централизованным финансированием возложено на Счетную палату РФ. Исполнение доходной и расходной частей бюджета проверяют сотрудники казначейства и налоговой службы.

Федеральный уровень

Контроль за использованием средств бюджета на макроуровне проводится Федеральным казначейством РФ и Министерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителями средств бюджета. Федеральное казначейство проверяет ведение операций со средствами бюджета участников процесса и координируют работу органов исполнительной власти. 

Министерство финансов РФ проверяет использование:
  • бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; 
  • бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • юридическими лицами бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств получателями средств бюджета в части целевого использования, а также своевременности возвращения.

Региональные и муниципальные институты

Проводить проверки на микроуровне могут контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии предприятий, независимые аудиторские фирмы и др. Важные функции возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его региональные представительства. Они контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты в бюджет обязательных взносов, соблюдение законодательства.

Таможенный комитет РФ отвечает за поступление в бюджет пошлин. Его задача заключается в проверке документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых органами таможни.

Виды финансового контроля государственных финансов

В России используются различные формы проверок. Вид контроля зависит от органа, который его проводит, и может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым. 

Проверки классифицируются:
  • по регламенту проведения — обязательные, инициативные, внешние и внутренние;
  • по времени проведения — предварительные, текущие и последующие;
  • по субъектам — государственные, органов местного самоуправления и финансово-кредитных, ведомственные, внутрихозяйственные, независимые;
  • по объектам — бюджетные, внебюджетных фондов, налоговые, кредитные, страховые, инвестиционные, таможенные, валютные.
Кроме того, по срокам выполнения проверки могут быть оперативными, плановыми и внеплановыми. 

Организация ГФК: этапы и методы

ГФК в России заключается в деятельности контрольных органов, осуществляемая с помощью специальных инструментов и методов. Цель такого контроля — обеспечить законность, целесообразность и эффективность формирования, распределения и использования бюджетных средств. По результатам ГФК оформляется итоговый документ, который служит отчетом по проверке.

Планирование проверок

Порядок подготовки ежегодных планов проведения проверок предприятий и индивидуальных предпринимателей, их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из плана, а также типовая форма документа установлены правилами.

Инструментарий контролеров

К методам финансового контроля относятся способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций. 

К ним относятся: 
  • формальная и арифметическая проверка документов;
  • встречная проверка;
  • способ обратного счета;
  • оценка законности и обоснованности хозяйственных операций;
  • балансовый метод;
  • сравнение;
  • различные технические приемы экономического анализа.
К инструментам ГФК относятся проверка, ревизия, обследование.

Под проверкой понимается документальное изучение законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и финансовой отчетности объекта контроля за период. Они подразделяются на камеральные и выездные, включая встречные.

Под ревизией понимается комплекс мероприятий по проверке деятельности объекта контроля, включающий контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности. 
Совместное проведение ревизий и проверок считается наиболее эффективным методом финансового контроля в РФ. 

Проверки: что нужно знать организациям

Процедура проверки всегда нарушает привычный ритм деятельности организации. Это своеобразное испытание на прочность. При выявлении нарушений такая оценка проверяющими органами приводит к санкциях. Регламент процедуры содержится в ст. 12 статьей ФЗ № 294-ФЗ. Законом предусмотрены два вида проверок — плановые и внеплановые. Они отличаются по характеру и способам организации.

Основные органы, уполномоченные проводить проверки:
  • ИФНС;
  • Роспотребнадзор; 
  • Роструд;
  • Ростехнадзор;
  • МЧС.
Отраслевые проверки могут проводить: Министерство образования, Ространснадзор, Росздравнадзор и таможенный контроль. Кроме того, органы прокуратуры тоже уполномочены исполнять функции контроля.

Как подготовиться к проверке

О плановой проверке организацию должны известить любым доступным способом не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала. Это установлено ФЗ № 294-ФЗ. Уведомление о внеплановой проверке организация должна получить не позже чем за 24 часа до ее начала.

Проверки в плановом порядке одним органом контроля одной организации могут проводиться не чаще 1 раза в 3 года, за исключением некоторых предусмотренных законом случаев. Периодичность внеплановых проверок законодательно не ограничивается.
Требования 294-ФЗ не распространяются на некоторые виды контроля (надзора), регулируемые специальными законами или нормативными актами Правительства (прокурорский надзор, налоговый контроль, контроль и надзор за обработкой персональных данных и др.).

Этапы процедуры

Для прохождения проверки необходимо проанализировать законодательство в сфере правоотношений, нормативные акты, регулирующие компетенцию органа контроля, знать права и обязанности проверяемой организации. 

Кроме того, нужно пройти еще несколько этапов:
  1. Заблаговременно узнать о проверке. В соответствии с ФЗ №294-ФЗ плановый контроль проводится в соответствии с утвержденными ежегодными графиками. Они публикуются на сайтах проверяющих органов. Сводный календарь также размещается на сайте Генпрокуратуры. Узнать о внеплановой проверке невозможно, если орган контроля не сообщил об этом организации ранее установленного срока.
  2. Проанализировать компетенцию органа контроля (надзора). Она ограничена сферой их деятельности (за исключением прокуратуры). Полномочия определяются положениями об органе и виде контроля (надзора), приказами ведомства и административными регламентами. Эта информация размещается в открытом доступе.
  3. Проанализировать распоряжение (приказ) о проверке. Вместе с уведомлением контролирующий орган обязан направить организации копию приказа. В нем должны быть указаны: реквизиты органа, подпись руководителя; даты начала, окончания и продолжительность проверки; предмет проверки; перечень и сроки представления документов; должностные лица и привлеченные специалисты.
  4. Не препятствовать проверке и не нарушать сроки представления документов. Противодействие или уклонение от проверки, неисполнение требований должностных лиц органов контроля, нарушение сроков представления документов, игнорирование предписаний об устранении нарушений, приведет к привлечению организации и (или) ее руководителя к административной ответственности.
  5. Соблюдать перечень и порядок представления документов. Необходимо предъявить только запрашиваемые по приказу бумаги и материалы. Представлять дополнительные документы рискованно, — это может привести к выявлению других нарушений. 
  6. Ознакомиться с актом проверки, предписанием об устранении нарушений, и составить мотивированный ответ. Не позднее дня окончания проверки контролирующим органом должен быть составлен акт, копия которого вместе с приложениями вручается представителю организации под расписку. В нем отражаются нарушения или их отсутствие. При выявлении нарушений законодательства в адрес организации выносится предписание об их устранении с установлением срока, который должен быть не менее 1 месяца.
С даты получения акта дается 15 дней, чтобы представить возражения в письменной форме на акт и предписание об устранении нарушений.
Необходимо принять меры по устранению нарушений, если претензии проверяющих обоснованы и письменно уведомить об этом контролирующий орган. При несогласии с выводами по акту их нужно указать и обжаловать.

Правовые аспекты взаимодействия

Финансовый контроль не регулируется отдельным законом, это осуществляют Бюджетный кодекс РФ и ФЗ от 06.12.11 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” ( ст.19 “Внутренний контроль”). ГФК регулирует раздел IX Бюджетного кодекса РФ.

Советы для эффективной работы с контролирующими органами

Проверка — стресс для сотрудников организации. К ней важно подготовиться морально, изучить свои права и по возможности подстраховаться от возможных проблем.

Эти советы пригодятся при общении с органами контроля: 
  1. Встречать проверяющих с агрессией — большая ошибка. Инспектору нужно дать понять, что вы уважаете его и готовы сотрудничать. При этом у вас есть необходимые юридические знания и необоснованных претензий вы не допустите.
  2. Начинать общение нужно одинаково. Сначала попросите проверяющих представиться и предъявить служебное удостоверение. Перепишите данные, начиная с фамилии и заканчивая должностью и званием.
  3. Заведите журнал проверок на предприятии. Дайте охране инструкции: прежде чем пустить на территорию организации сотрудников государственных структур, необходимо предложить им собственноручно зафиксировать дату, время и цель визита. Инспекторы просто удалятся, если нет законных оснований для проверки.
  4. У контролеров нужно попросить решение о проведении проверки и сделать его копию. Данные из удостоверений инспекторов сравните с фамилиями, именами и отчествами, а также с должностями, которые указаны в приказе.
  5. К возможной проверке важно подготовить кладовщика и кассира, других заинтересованных сотрудников также стоит ознакомить с составом проверяющих.

Как действовать во время проверки

Совет. Используйте возможность разместить проверяющих отдельно. Инспекторы часто не имеют четкого понимания, в каких документах искать нарушения. 

Совет. Не задерживайтесь на работе во время проверки. Сразу предупредите, что в 18.00 рабочий день заканчивается, и уходите домой. Инспектор не сможет требовать задержаться — а времени на проверку у него так будет меньше.

И еще совет. Предупредите контрагентов о возможной встречной проверке. Это важно, чтобы по итогам проверок не было расхождений с поставщиками и клиентами по данным в документах.

Подобрать программу долгосрочных сбережений

Калькулятор программы долгосрочных сбережений

Ваш пол

Оставьте заявку и получите консультацию

Ваша электронная почта
Ваш телефон
Ваше сообщение